Емкий и привлекательный

Стоимость услуг на проектирование, благоустройство и озеленение сада, ценообразование, составление смет

Емкий и привлекательный

Сообщение Фиалка » 27 апр 2009, 10:46

Емкий и привлекательный

Ландшафтный рынок в Украине развивается быстрее, чем можно было ожидать. По подсчетам операторов, в этом году рынок ландшафтных услуг значительно «потяжелел» и составил около $50 млн, что как минимум на 30% больше, чем в прошлом году. И такие темпы роста, по прогнозам экспертов, сохранятся в ближайшие несколько лет. Такому динамичному развитию во многом помог бум в сфере загородной недвижимости, а также повышение уровня жизни украинцев и, как следствие, кардинальное изменения отношения к приусадебному участку. Если раньше, располагая шестью сотками земли, многие использовали их под огород, то сейчас даже небольшой участок предпочитают превратить в рекреационную зону.

Конкурентов хоть отбавляй

Конкуренция в данной сфере, по определению самих игроков, сродни броуновскому движению. В столице работает не менее 300 субъектов, которые предлагают самые разнообразные услуги по ландшафтному дизайну, озеленению, архитектуре, по реализации элементов дизайна растений, строительного и отделочного материала, а также садовой технике. Из них только 20-30 компаний «с именем» – стабильно работающих на рынке на протяжении многих лет. Это – «Агрус», «Ваш сад», «Вилец», «Глория Флора», «ДаЛаС», «ДаЛа», «Деметра», «Камелия – К», «Ландшафтный дизайн», «Панна», «Укрфлора» (компании перечислены в алфавитном порядке – Авт.) и др. Основная масса – сезонные фирмы, которые осенью уходят из этого бизнеса. И так называемые «свободные художники», прошедшие подготовку на краткосрочных курсах (данный вид деятельности не лицензируется). Такое большое количество компаний, объясняется невысоким входным барьером в этот бизнес ($50 тыс., которые можно отбить за один сезон) и достаточно высокой рентабельностью – до 50% и более (однако выйти на такую цифру удается далеко не всем).

Не мудрено, что на рынке большое количество контрабандного товара и всякого рода подделок сомнительного качества.

Отрадно, что в регионах ландшафтный рынок растет не менее интенсивно, чем в столице. На слуху у специалистов такие компании, как «Тендем» (Дрогобыч), «Голландская Троянда», «Днепровский» (обе – Кременчуг), «Сиеко» (Днепропетровск), «Глория» (Донецк), «Флорис» (Харьков), «Terra Vita» (Симферополь) и др. Ландшафт «под ключ»

Практически все ландшафтные компании предлагают полный комплекс услуг – от проектирования до сдачи объекта «под ключ». Однако некоторые эксперты довольно скептически относятся к формулировке «полный комплекс услуг», считая, что одинаково хорошо решить весь перечень вопросов – невероятно сложно и, скорее всего, операторы лукавят. Хотя стремление охватить как можно больший сегмент рынка целиком оправдано. Ведь ландшафтная деятельность – работа сезонная. А в климатических условиях Украины три-четыре месяца в год предприятие будет простаивать. Есть и другие препятствия: 70% заказов приходится на весенние месяцы, а в этом году запоздалый приход весны уменьшил продолжительность сезона ландшафтных работ, в связи с чем «ландшафтники» рискуют потерять 5-10% планируемого на лето объема работ. Очень перспективной услугой предприятия становится уход за зелеными насаждениями на участке клиента.

Заказчик в этом случае оплачивает услуги штатного садовника предприятия, который поддерживает чистоту и порядок на его территории.

В Европе это самая выгодная форма сотрудничества. Контракт заключается на несколько лет с последующим продлением, что обеспечивает предприятию постоянный приток средств и позволяет удерживаться на плаву даже при отсутствии новых клиентов. Такая практика очень полезна для малых предприятий. К тому же это обеспечивает и хорошую рекламу предоставляемым услугам. Ведь важно не только обустроить территорию, но и сохранить созданный ландшафт, а значит, и доброе имя компании. Еще одно перспективное направление ландшафтной архитектуры – зимние сады. Мода на них в последнее время обеспечивает все большему числу дизайнеров круглогодичную занятость.

Откуда цветочки? Из…

Прошлой весной наметилась довольно любопытная тенденция – в садовые центры стали обращаться клиенты за очень крупными растениями. Хотя спрос на них был всегда, сейчас все чаще появляются заказы на деревья, достигшие предельной высоты. Клиенты не хотят ждать, пока дерево вырастет.

Специфика потребностей оказывает непосредственное влияние на формирование ассортимента украинских питомников, а также на структуру импорта. Ежегодно на украинский рынок, по подсчетам операторов, поставляется импортных растений на сумму 10 млн евро. В основном – это посадочный материал из Голландии, Нидерландов, Бельгии, Германии, Польши, Италии, Турции, Японии. Однако ввозимые растения, особенно луковичные, требуют акклиматизации и не всегда приживаются в наших климатических условиях. Поэтому многие «ландшафтники» предпочитают импортному отечественный материал, привозя из-за границы только экзотические экземпляры.

В то же время специалисты компании «Глория Флора» отмечают, что отечественные питомники не всегда успевают за потребностями клиентов, да и качество отечественного материала, который привозят, как правило, из Западной Украины, Донецка и Днепропетровска, зачастую оставляет желать лучше. Так что как ни крути, а 70-80% посадочного материала на рынке по-прежнему импортного.

Есть проблемы!

Несмотря на достаточно благоприятные условия, рынок ландшафтных услуг имеет ряд проблем, которые на данный момент сдерживают процесс развития ландшафтного бизнеса. Одна из основных проблем – отсутствие собственных земель у потенциальных клиентов, что заставляет предпринимателей арендовать участки и не позволяет делать долго-срочные инвестиции в организацию питомников и теплиц. А также – высокая арендная плата за землю; неэффективная реклама декоративного озеленения или же вообще ее отсутствие и слабая заинтересованность в данных услугах органов власти и государственных предприятий; отсутствие распространенной за рубежом практики получения банковских кредитов под залог многолетних растений; завышенная стоимость и искусственный дефицит импортного посадочного материала.

К тому же в столь тонком деле, как ландшафтный дизайн, отсутствуют четкие нормативы и стандарты работы. Например, если каменщик сделал неровную стену, это можно определить с помощью отвеса, и тут же забраковать. Но как оценить, правильно уложен газон или нет? По какому критерию определить, приживутся ли деревья на участке?

Собственными силами

Среди наиболее серьезных рисков этого бизнеса – необходимость нести ответственность за растения уже после завершения работ. Практически все солидные компании дают клиенту как минимум 3-месячную гарантию, обязуясь в случае гибели растений бесплатно заменить их новыми. От убытков ландшафтников частично страхует только высокая цена на услуги. Но дело в том, что высокий уровень цен у нас, вследствие большого количества специализированных фирм и неготовности клиента выделять большие суммы за ландшафтные работы, выдерживать не удается. Чтобы хоть как-то нивелировать риски бизнеса, многие крупные компании предпочитают выращивать часть ассортимента самостоятельно. По мнению операторов, преимущества такого подхода – проверенное качество растений, их акклиматизация к здешним условиям и сравнительно невысокая себестоимость. Например, специалисты компании «Панна» пытаются расширить собственный ассортимент за счет сотрудничества с аграрной академией. А компания «Деметра» завозит из Польши и Голландии только сортовые деревья (с листьями нетрадиционного цвета и пр.), остальные выращивают у себя.

Красота – дорогое удовольствие

Цена проекта складывается из нескольких факторов: площади участка и сложности проекта. Стоимость проекта – 80-150 евро за сотку. А вот, во сколько обойдется дизайнерская фантазия? Все зависит от особенностей земельного участка, цен на необходимые материалы и многого другого. Основные статьи расходов: садовые аксессуары (лавочки, светильники, ограждения и т.д.), травяной покров, зеленые насаждения (цветы, кустарники, деревья), а также мощение дорожек и площадок, облицовка подпорных стен и строений камнем. По подсчетам специалистов, цена облагораживания территории и ландшафтного дизайна составляет примерно 5-10% от стоимости строительства дома.

У каждого исполнителя – своя методика работы с клиентами. Некоторые фирмы представляют скидки на проектирование в зимний период; большинство из них при заключении договора на благоустройство и озеленение полностью или частично компенсируют заказчику стоимость проектной документации, которая в среднем обходится в $400-800.

Перспективный бизнес

Перспективы роста «зеленого» бизнеса широчайшие. Следующим этапом развития рынка, по прогнозам экспертов, будет массовое создание питомников. Уже сейчас их не хватает и дизайнерам приходится заказывать растения в Польше, Голландии и других странах. Так что тепличный бизнес может оказаться еще более выгодным, чем собственно дизайнерский. В будущем ландшафтный рынок будет развиваться именно с уклоном в производство, что неизбежно приведет к его укрупнению, когда небольшие торгующие услугами фирмы будут объединяться в концерны вокруг одной производственной базы.
Аватара пользователя
Фиалка
Почетный цветовод
 
Сообщения: 146
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 10:36
Откуда: Москва

Вернуться в Цены на рынке ландшафтных услуг

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0