Гармония Хаоса - традиционный японский сад

Общие вопросы ландшафтного дизайна и архитектуры

Гармония Хаоса - традиционный японский сад

Сообщение Betty » 17 апр 2009, 18:41

Гармония Хаоса - традиционный японский сад

Вы можете себе представить, что покрытый придорожной пылью валун может стоить больше 20 тысяч долларов? Абсурд?! Совсем нет. Ежегодно на аукционах, проводящихся в Японии, десятки таких природных "скульптур" продаются за астрономические суммы, иногда намного превосходящие названную.

Старинные японские мастера ландшафта впервые ввели в практику понятие "гармония хаоса". Они почувствовали и выразили красоту нелогичных линий в художественном объекте, в пейзаже. И сотворили из этого "хаоса" Японский Сад – восьмое чудо света, и даже тысяча восьмое, потому что в Японии таких садов тысячи, и каждый неповторимо чудесен.

В современной Японии десятки старинных садов стали Меккой для туристов. Самый известный из всех – сад камней в храме Реандзю, расположенный недалеко от древней столицы Киото. Считается, что его создателем был монах Соами, выразивший при помощи сада свое понимание дзенского просветления.

На небольшой прямоугольной площадке, покрытой мелким белым гравием, композиция из пятнадцати камней. Они расположены так, что с какой бы точки вы на них не смотрели, вы видите всегда только четырнадцать. Правда, писатель Константин Симонов, побывавший здесь, насчитал целых шестнадцать. Видимо так велико было его потрясение. Каждый, кто даст себе труд неспешно вглядеться в эту композицию, может в зависимости от своего воображения самостоятельно судить о замысле Соами. Острова в океане, облака или горные вершины? А может быть, нечто совсем отвлеченное? Недосказанность, эфемерность, намек – душа дзенского искусства.

Кстати, стоимость этой "эфемерности" очень конкретна, хотя, естественно, ни один камень из сада Реандзю не продается. Вся композиция в целом и отдельные группы камней застрахованы на астрономические суммы в десятки миллионов йен. И не столько от краж – за четыре века попыток украсть массивные "драгоценности" не было, - сколько от различных стихийных бедствий, включая падение метеорита и даже летательного аппарата на сад. Правда, в случае утраты какого-либо из камней потеря будет невосполнима. Ведь их ценность в первозданности, особой патине, которой сотни миллионов лет.

Самый известный сад мха был создан в XIV веке мастером Сосэки Мусо в храме Сайходзю. Композиция из пятидесяти видов мха завораживает зрителей переходом оттенков от золотисто-зеленого к коричневому и почти черному. Кстати, попасть в этот сад праздному туристу непросто. Кроме того, что здесь очень высокая плата за вход, войти в храм можно только переписав буддийскую сутру. Монахи, некогда установившие это правило, верят, что увидеть уникальную игру художника с природой могут только те, кому это действительно предназначено судьбой.
Аватара пользователя
Betty
 
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 17 апр 2009, 16:24
Откуда: Санкт-Петербург

Вернуться в Ландшафтный дизайн

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0